История разработки Завершен проект двух могучих однотактных моноблоков на сверх музыкальных, легендарных лампах AD1 Telefunken.По легенде, эти лампы были разработаны фирмой Telefunken по заданию высших чинов Третьего Рейха. Задачи такого рода перед инженерами ранее никогда не ставились. Речь шла о передаче гипнотического воздействия музыки и голосов руководителей третьего Рейха – Геббельса и Гитлера практически без потерь. Подробнее об этом историческом факте можно прочитать в статье А.М. Лихницкого «Telefunken. Жизнь после смерти».Сам Анатолий Маркович слушал и использовал для контроля при ремастеринге двухкаскадный усилитель на лампах AF7, AD1 Telefunken. Я же, вдохновленный конструкциями известного японского самодельщика Сакумы, а также неоднократно убедившись в преимуществах трех каскадного усилителя с прямонакальным драйвером, не стал искать легкий путей. Было решено строить триодный трехкаскадный ламповый усилитель, в котором роль драйвера будет играть предшественник непревзойденной AD1 — лампа RE604 Telefunken. Эта не менее легендарная и «волшебная» лампа появилась несколько раньше, чем AD1, в 1928 году и работала в основном – в выходных каскадах ламповых усилителей для кино. Лампа RE604 – более чем достойный драйвер выходного баллона AD1 от Telefunken. |
Идеология однотактных моноблоков
В анодном питании однотактных моноблоков были использованы только бумаго-масляные (конденсаторы бумага в масле производства Siemens и Bosch), причем все конденсаторы были отслушаны на испытательном стенде и включены в направлении наилучшего звучания.
Железо всех трансформаторов и дросселей однотактных моноблоков — винтажное немецкое. Прямонакальная лампа RE604 работает с индуктивной нагрузкой. Когда драйверный каскад строится на мощном прямонакальном триоде с индуктивной нагрузкой, у однотактного выходного каскада появляется просто сумасшедшие мощь и динамика. В трех каскадных ламповых усилителях звук также дополнительно рандомизируется или, языком домохозяек — очищается от ненужной шелухи, прилипающей к звуку в процессе записи. Подробнее об эффекте очищения музыки можно прочитать в статьях Анатолия Марковича Лихницкого «Формула звука».
Трех каскадный ламповый усилитель, собранный из тщательно отобранных компонентов, демонстрирует рельефный и скульптурно выпуклый звук, безграничную динамику и субъективно повышенную мощность. Это объясняется более мягким клиппингом, ведь искажения драйвера на мощном прямонакальном триоде — на порядок меньше искажений, возникающих в пентодном каскаде раскачки. На мой вкус, трех каскадный ламповый усилитель, выполненный в подобной идеологии, всегда звучит интереснее и динамичнее двухкаскадного. И, что самое интересное, музыкальное разрешение у лампового усилителя с тремя каскадами — тоже выше.
При желании практически такие же результаты можно получить от более демократичного по цене лапового усилителя на американских баллонах: Триод 27, за ним 71 и лампа 2А3, или если посерьезнее: 26 + 45 + 2А3. В последнем комплекте ламп во весь рост встанет борьба с фоном, т.к. три прямонакальных триода подряд, это уже нетривиальные усилия и большая головная боль.
Аппараты отдавать было жаль, но у них уже был новый владелец…
Конструкция
«Как у Вас такой дизайн получается, как в старых научно-фантастических фильмах? Вы это сами придумали, или где-то почерпнули идеи?» Нередко задают мне вопрос… Один человек назвал дизайн моих ламповых усилителей и корректоров – апокалиптическим, а другой сказал, что даже если все это не работает, то все равно тянет на какую-нибудь постмодернистскую скульптуру. Что-то есть в этом от брутальных элементов стимпанка, только без пафоса и блеска ничего не значащих форм. В моих ламповых усилителях абсолютно все детали – функциональны и аутентичны. Ни одна из них, как в традиционном стимпанке, не установлена лишь для красоты.
Анатолий Маркович Лихницкий свой виниловый корректор сравнивал с солдатом-инвалидом второй мировой войны. Кстати, это он меня вдохновил на подобные формы. Старые немецкие ламповые усилители для кинопередвижек и стационарных зрительных залов 30-х годов собраны в подобном стиле: слишком функционально, слишком индустриально, слишком брутально, что совершенно не вяжется с привычным видом аппаратов «для дома».
Шасси однотактных моноблоков взяты от культовых ламповых радиоприемников Telefunken WK-898. Была предпринята на мой взгляд — удачная попытка облагородить внешний вид путем установки старых немецких шасси в деревянные рамы с надстройками, как в некоторых старинных радиоприемниках. Немецкие добротные латунные клеммы и стандартный сетевой разъем IEC, а так же — современные RCA разъемы на задней стенке напоминают, что эпоха Hi-Fi и Hi-End немного изменила способ сопряжения усилителей с сетью и другими устройствами.
Схемотехника
Однотактные моноблоки собраны по трехкаскадной схеме. На входе стоит триод A4110 (аналог REN904 Telefunken), за ней драйверная прямонакальная RE604 с индуктивной нагрузкой и на выходе «корона немецкой аудио империи» — лампа AD1 Telefunken. Кенотрон анодного питания AZ50 или безумно дорогой RGN4004 (В однотактных моноблоках вполне успешно работают и менее мощные кенотроны RGN2004).
Между каскадами связь через конденсаторы, проваренные бумага-воск и бумага-масло.
На входе лампового усилителя установлен регулятор громкости — винтажный немецкий переменный резистор, совмещенный с селектором входов (работает он как в старинных радиоприемниках: Ручка на себя, щелчок, вход — номер один. Ручка от себя, щелчок, вход — номер два).
Провода от входных разъемов и регулятора громкости до первой лампы в однотактных моноблоках, а также, всегда и везде — моя «плетенка микс» из проводов разных годов выпуска и разного сечения в экране. Сверху на шасси каждого однотактного моноблока выведено по две ручки переменных проволочных резисторов розенталь, производства 1944 года, центрующих накалы ламп RE604 и AD1 от Telefunken. После точной подстройки с помощью резисторов получается минимально возможный от мощных прямонакальных ламп – фон.
Лампы АD1 питаются по накалу переменным током, т.к. фон в однотактных моноблоках практически незаметен. Выпрямлять напряжение накала лампы AD1 Telefunken – нельзя, т.к. выпрямленным накалом убивается живость и изменчивость звучания. Лампа драйвера RE604 напротив — получает выпрямленное напряжение. В выпрямителе накала драйверного каскада работает не селеновый столб (какие я обычно ставлю), а два больших раритетных полупроводниковых моста от Western Electric. Я не представляю, что у них внутри, но играют они просто прекрасно. На выходе моста установлен аудиофильский конденсатор емкостью 10000 мкФ.
Детали
В однотактных моноблоках установлены силовые трансформаторы от радиоприемников Telefunken 7001 (родные винтажные трансформаторы были доработаны). Дроссель драйверного каскада намотан на железе Siemens 30-х годов винтажным проводом. Индуктивность дросселя – 25 Гн. Дроссели необычной конструкции на железе формы П сделаны моим давним другом и помощником мастером — Данилой. Выходные трансформаторы обычной для меня конструкции на Ш-образном железе от старинных немецких радиоприемников М102. Пластины собраны в «бутерброд-микс» из железа разных годов выпуска. Обмотки так же — намотаны винтажным проводом. Для межслойной изоляции применена старинная тонкая бумага от партитур с нотами (18 век).
В подвале шасси каждого однотактного моноблока установлена плата задержки анодного питания для сбережения ресурса редких AD1 от Telefunken. Реле обеспечивает задержку подачи анодного напряжения на одну минуту. Для питания платы задержки анодного напряжения и подсветки прибора применен небольшой отдельный трансформатор и выпрямитель.
За лампой RE604 однотактных моноблоков установлен синий светодиод, который загорается при включении аппаратов в сеть. Изоляция на ответственных участках сигнальных цепей – деревянные бусины. Я применяю дерево для изоляции проводов все чаще, т.к. деревянные бусины, по моему мнению – самая благозвучная для звука изоляция. Межкаскадные емкости Siemens — бумага в масле, проваренные в смеси смол (мое ноу-хау).
Многие нюансы конструкции однотактных моноблоков описывать сложно, т.к. они представляют собой подбор по звуку монтажных проводов, деталей, балансировку тонального баланса и настройку каскадов по гармонии между компонентами. Все делалось на слух после «интуитивной» первой сборки однотактных моноблоков. Этот процесс доводки, который я применяю не только для описываемого устройства, а вообще – для всех ламповых конструкций — занимает длительное время и плохо поддается подробному описанию.
Суммарный вес двух однотактных моноблоков около 47 килограмм.
Отзыв нового владельца
Добрый день, уважаемый Аббас!
Приношу извинение за поздний ответ. Много работаю, да и не очень люблю писать самые первые эмоциональные впечатления. Слушаю вечерами полученные от вас ламповые усилители с Альтеками.
Мне нравится звучание. Вы конечно Мастер! Квартеты Шостаковича звучат потрясающе, голос Фишер Дикау на любимых песнях Бетховена завораживающе — живой. Если артисты и оживают, как говорил Лихницкий, то возможно это тот случай. Браво! Поверьте, мне есть с чем сравнивать, даже в своей домашней коллекции. Звучание однотактных моноблоков — масштабное и сильное, но и одновременно тонкое. Тембры богаты, насколько может их отработать Американская акустика. Ещё не подключал Кланги с подмагничиванием. Просто не хочу Альтеки отключать. В будущем поэкспериментирую с вашей помощью с лампами, когда полностью пойму почерк установленных.
Большое спасибо за работу!
Философия
Вопрос на форуме: «Вызывает уважение целостность подхода автора. Мне кажется, что до прослушивания таких изделий надо дорасти и «дойти», что называется. Скажите… среди Ваших клиентов большинство людей возраста выше среднего или молодые люди (до 30 лет) тоже встречается? Понимают ли они во все то, что вы делаете?»
Спасибо. Не знаю, наверное. Мы легче раздаем оценки «по молодости», но они, чаще бывают — неверными и скороспелыми. Я сужу по себе. Опрос я не проводил, но насколько знаю, среди покупателей ламповых усилителей моей конструкции нет ни одного человека, моложе 40 лет. Большинство же заказчиков в возрасте 45-60 лет, то есть люди уже состоялись в жизни и переболели детскими болезнями, характерными для Hi-End: детальностью, шириной и глубиной сцены, бессмысленной тяжелой музыкой и т.д.
Вся наша жизнь — это эволюция сознания, восхождение по планам сознания, и у большинства людей изменения в глобальном восприятии происходят, когда им далеко за 40. Пока играют гормоны и низшие энергетические центры, с их грубыми и агрессивными вибрациями, человеку нужны в основном «драйв», возбуждение, демонстрация грубой силы, страсть в отношениях с противоположным полом. С возрастом, когда происходит смещение акцентов на высший витальный план, люди начинают чувствовать более тонкие душевные движения их восприятие становится более очищенным и избирательным. То, что вчера увлекало, сегодня наводит тоску и скуку. И далее, пока не возникнет истинная потребность в нежности, гармонии и любви, сиянии высших сфер, тоска по утраченным небесам.
Проблема в том, что никакая аппаратура не может передавать все это многообразие вибраций. Аппаратура, так же, как и люди — представляет из себя набор тонких материальных резонаторов, которые живо откликаются на одну музыку и совсем не реагируют на другую. Самый рафинированный и «сияющий» вариант воспроизведения музыки я слышал у Анатолия Марковича Лихницкого. Правда репертуар у него был таков, что удовлетворил бы очень малое число любителей музыки. Это были в основном записи классической музыки с пластинок на 78 оборотов исполнении малоизвестных сегодня музыкантов, отмеченных высшим даром — передавать тончайшие движения человеческой души.
No responses yet