Предистория вопроса такова-в конце 90-х-начале 2000-х я задался целью построить самостоятельно DAC и цифровой транспорт высокого уровня. Главным результатом всей этой деятельности было то, что я стал проводить опыты с различными схемами реклокинга и с задающими генераторами на разнообразнейших активных элементах. Были испытаны генераторы на инверторах 74АС04U серии, на полевиках, на ЭСЛ элементах, на СВЧ малошумящих транзисторах для антенных усилителей сантиметрового диапазона, и тут я задумался, а почему бы не изготовить клок на лампе? Идея вполне здравая, ведь известно,что лампой можно генерировать синусоиду большой амплитуды, с малыми нелинейными искажениями и шумами. Пригодятся ли эти свойства лампового генератора при тактирования СД плееера? Не факт .

Порыскав в интернете, я не нашел ни одного упоминания о подобном техническом решении, но мысль о том, что в случае успеха мне выпадет слава первопроходца, подбадривала меня. Некоторое время я мучился с разными схемами, и вскоре клок заработал! Первое что я отметил -по звучанию ламповый мастер клок значительно отличался от всех твердотельных, которые я к тому времени изготовил немало, причем отличался настолько, что угадать где работает ламповый клок а где каменный не составляло труда. Поигравшись с различными лампочками, я обнаружил еще более удивительную вещь- характер звучания ламп,известный мне по аналоговым устройствам ПОЛНОСТЬЮ СОХРАНЯЛСЯ при использовании тех же ламп в тактовом генераторе! Действительно, шок…. Как такое может быть? Ведь клок- это всего навсего часы, которые задают ритм работы цифрового устройства? Получается чистая эзотерика, наподобие звучания кабеля питания двигателя винилового стола.

О промежуточных достижениях я отчитался в 2006 на старом форуме АМЛа, но я и не подозревал,сколько впереди всего интересного, и сколько еще предстоит узнать! Поскольку на старый форум АМЛ доступа более нет, привожу здесь мой первый рассказ о ламповом клоке. Забавно, но в то время происходящее не укладывалось в моей голове, уже не говорю о том, что оно не укладывалось в голове у технически подготовленной публики. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!». Излюбленный аргумент всех скептиков.Не забуду, как отнеслись к моему сообщению на вегалабе, в тусовке ортодоксальных инженеров-материалистов . Меня подняли на смех. Итак, мое первое сообщение о ламповом клоке в интернете:

Давно хотел рассказать на этом форуме об одном маленьком, но интересном , на мой взгляд, эксперименте , который я провел , занимаясь внешним цапом. На этих выходных решил еще раз все перепроверить,послушать ,сравнить и убедиться что все что я услышал тогда не плод моего буйного воображения. Упреждая возможные вопросы скажу, что система у меня достаточно прозрачная, все разведено по контурам проводом телефункен , разницу в направлении проводников слышно и без октавного шума. Теперь по порядку. Последние три года я усиленно занимался «цифрой»-строил разные цапы и модернизировал КД проигрыватели. Остановился на старом маранце, аккумуляторном питании, синхронном реклокинге, TDA1541R1, шине I2S, трансформаторе после цапа и отсутствии цифрового фильтра. Трансформаторы намотал телековским проводом. Вобщем, ничего особенного. Долгое время не мог определиться с задающим генератором. Построил их целых семь штук. На кмоп,на эсл ,на разных полевых и биполярных транзисторах. С буфером и без. Несмотря на схему реклокинга,каждый раз, когда я менял один генератор на другой, результирующий характер звука менялся настолько заметно, что можно было без труда определить вслепую, какой из них в данный момент работает. Тогда, конечно, я был уверен что все дело в джиттере и его спектре. Один из генераторов, кстати, был собран на BFP410 с граничной частотой 22Ггц и не помню каким, но очень малым К шума. Звучал он невыносимо резко. Однажды, перелистывая журналы радиохобби, я наткнулся на статью под названием «Низковольтные ламповые генераторы». По одной из схем собрал и подключил за пол часа генератор на 6Ж52П. Питание подал с аккумулятора. Лампу явно было слышно! Уровень разрешения и «сфокусированность» сохранились, но при этом исчезла резкость и шершавость в звуке. Он «потеплел» и стал более аналоговым. Я был доволен результатом и оставил лампочку работать, накал был постоянно включен. Я ничему не удивлялся и объяснял себе данный факт тем, что лампа в генераторе работает «чище»,дает меньше гармоник да и сама 6Ж52П считается малошумящей, ну и все в том же духе. Казалось бы, ну что еще нужно? Слушай и радуйся, но руки невыносимо зудели и хотелось сделать еще чуточку , но лучше. И вот, однажды, я перепаял панельку и всунул туда 6С45П. Вот здесь меня поджидал сюрприз! Дело в том, что последний мой корректор имел на входе 6С45П, вместо них я иногда ставил 6С3П и 6Ж52П в триоде и некоторые другие лампы, характерные особенности их голоса я отлично помню. Как вы наверное уже догадались, поменяв 52-ю на триод, я услышал его характерный голос! Тогда я вытащил все имеющиеся у меня лампы, подходящие по параметрам, и стал совать по очереди в генератор. Кроме упомянутых выше пробовал 6Ж9П,6С3П и 6С4П 62-84 годов выпуска, EF80,EF180 от разных производителей-сименс, филипс, RTF, TELEFUNKEN, TUNGSRAM. И каждый раз я слышал совершенно определенно характерные особенности лампы, ее индивидуальный голос и окраску! Вот тебе и джиттер! Хуже всех, грязнее играла самая малошумящая 6Ж52П ,звук с ней терял звонкость, атака становилась вялой, послезвучия смазанными, слушать музыку было неинтересно. Пресловутая цифровая «серость» заметно рассеивалась, когда в генераторе «трудилась» EF180 от телефункен. С сименсовскими лампами звук был более «певучим»,но не таким отчетливым. Из советских неплохо работала 6С3П 62-го года .Что интересно, разница между одинаковыми лампами разных годов выпуска тоже была слышна! Теперь , если поразмыслить над этим спокойно, понимаешь, что ничего из рядя вон выходящего в этих наблюдениях нет, особенно в свете того,ч то обсуждается на этом форуме, но полгода назад для меня это было настоящим потрясением, хотя немецкие винтажные провода и лампы тогда я уже использовал. Хочу еще заметить, что разница между лампами в генераторе хотя и ясно слышна, но ,конечно, не настолько значима, как смена ламп в корректоре. Во всяком случае , резерв для улучшения звука в КД проигрывателях еще имеется, и к этой проблеме можно подойти с такой вот неожиданной стороны. Да, чуть не забыл-лучше всего схема работает без отдельного буфера. Удлинение пути тактового сигнала тоже слышно! Я разместил ВЧ трансформатор на ферритовом колечке с двумя обмотками в катоде лампы, с одной из обмоток такт идет на транспорт.Если все это будет кому-нибудь интересно,расскажу подробнее.С уважением ,Аббас.

Добавив в схему дополнительный резистор смещения, я добился того, что клок начинал генерировать даже от батарейки-9-12 вольт. В пору увлечения аккумуляторами такое решение казалось мне весьма выигрышным-клок питался непосредственно от свинцово-кислотного аккумулятора, без лишних выпрямителей и стабилизаторов, обеспечивая выдающуюся тональную чистоту и гладкость звука.
После перебора советских лампочек я осознал необходимость перейти на следующую ступеньку, пришла пора довоенных ламп telefunken. Поскольку я продолжал свято верить в джиттер, малые шумы и прочие инженерные объяснения, я выбрал из довоенных ЕФ14, как пентод, разработанный для входных каскадов первых телевизионных систем, лампу с невероятной для 38 года крутизной характеристики, и с малыми шумами. Лампа устойчиво запускалась при 12 вольтовом питании.
Вот тут я и прозрел-выигрыш был настолько существенным, что никакими шумами и джиттерами переход от 6С45П(превосходящей ЕФ14 по всем параметрам) к ЕФ14 не может быть объяснен только с позиций технических параметров. Начиналась эзотерика, как предсказывал АМЛ.

Я призадумался. Если «играют» прежде всего материалы , из которых изготовлена лампа, если важен ее индивидуальный голос, который дан лампе от рождения, а вовсе не ее параметры, то почему бы не сделать клок на древнем прямонакальном триоде?

Сие озарение было незамедлительно вополощено в следующую модель клока-на прямонакальной РЕ134 телефункен начала 30-х. Первое же сравнительное прослушивание продемонстрировало две вещи:
1.Аккумуляторное питание дает менее выразительный звук, чем традиционная схема, использующая винтажные компоненты. ( сеть переменного тока- кенотрон- трансформатор)
2. Прямонакальный триод 32 года с существенным отрывом обыграл ЕФ14 косвенного накала, и, в данном случае, мы выходим далеко за рамки традиционого инжиниринга, поскольку явственно слышна «прямонакальность» задающего генератора-точно также, как она слышна в звуковом усилителе.
Та же повышенная текучесть-пластичность звука, в сочетании с динамической свободой. Но как, как характер звучания DHT триода проникает сквозь все цифровые цепи в аналоговую часть системы? Никто никогда не убедит меня, что это происходит в силу неких объяснимых с технической точки зрения метаморфоз синуса. Это то самое, необьяснимое и «аномальное» в рамках нам известного, но, по видимому, вполне обычное явление, ибо такова природа вещей!

Первый клок на пальчиковой лампе я не запечатлел для истории,но первый в истории генератор на ЕФ14 у меня в архивах сохранился!

Всем наверное понятно, что и на этом я не успокоился, и решил замахнуться на лучшие из лучших лампочки и заставить их колебаться на благо цифровому звуку. Клок на АД1…получится?




Работает!
Как оказалась, заставить работать в мастер клоке можно практически любые прямонакальные выходные триоды-у меня работали и РЕ144(вольфрамовый катод) и УО186 и РЕ604 и АД1 и РЕС241
По прежнему звуковой почерк ламп был слышен замечательно и мастер клоки на АД1 и РЕ604 оказались самыми музыкальными из всех возможных.



Для многих это навсегда окажется за пределами понимания.т.е. попахивает психбольницей.

Как оказалось, при переходе от аккумуляторного питания к сетевому , выпрямительный элемент клока слышно НАРАВНЕ С ГЕНЕРИРУЮЩЕЙ ЛАМПОЙ , а иногда даже более ясно!
То есть поставить РЕ134, к примеру, и сэкономить на выпрямителе не удастсяю
Лучше всех здесь работают старинные кенотроны,одноанодные , не mesh!
Mesh кенотроны звучат менее натурально (вообще ламповый клок представляет собой замечательный стенд для тестирования лампочек и деталей!)
Чуть хуже чем кенотроны играют старинные селеновые выпрямители. Но, вообще. селен — это здорово!Л учшие образцы селена приближаются по субъективному восприятию звука к кенотронам! Переиграть селен не в состоянии даже древний германий. Кремнию же в выпрямителе клока делать нечего, независимо от того -ультрафаст это, или шоттки, все современное играет одинаково агрессивно и грубо.



На фото немецкий селен конца 40-х,очень благозвучный.

 Различные ламповые клоки

Categories:

Tags:

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ

RU
EN RU