Описание эксклюзивного DAC -а

Вашему вниманию один из самых музыкальных внешних ЦАП -ов в мире на легендарной микросхеме Philips TDA1541A. Цифро-аналоговый преобразователь DAC 3.0 Abbasaudio имеет ряд эксклюзивных решений:   

  • Два ламповых клока (ДЕМ и мастер);
  • Два режима работы: master и slave;
  • Раздельные блоки питания для аналоговой и цифровой частей с балластными лампами вместо дросселей и резисторов. В качестве источника стабильного напряжения применены параллельные стабилизаторы на германиевых транзисторах П605. В блоке питания установлено 4 высококачественных тороидальных трансформатора;
  • Односторонние печатные платы увеличенной толщины 2,5 мм с медной фольгой 100 мкм (обычно 30-60). Дорожки плат покрыты золотом и скрипичным лаком;
  • В цифро-аналоговом преобразователе применены винтажные компоненты немецкого, американского и английского производства;
  • Распайка плат производится отслушанным винтажным (30-х годов) припоем.

DAC 3.0 Abbasaudio имеет уникальный живой звук, превосходящий звучание лучших изделий индустрии Hi-End: AudioNote DAC-5 стоимостью $24,000, DCS Scarlatti DAC стоимостью $23,000, Krell Reference 64 digital processor стоимостью $14,000 и подобных.

История создания

Недавно я получил печатные платы чистового варианта нескольких внешних ЦАП -ов, которые начал разрабатывать лет пять назад. Окончательный вариант я заказал только после того, как DAC -и претерпели многочисленные конструктивные доработки и полностью стали удовлетворять меня по звуку.

На сегодня у меня получилось четыре основных модели цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП -ов) различных по качеству и звуковым свойствам. Каждая из моделей будет выпускаться в нескольких модификациях. Все цифро-аналоговые преобразователи вобрали в себя основные результаты моих экспериментов по улучшению звука, включая эзотерические методы воздействия на материалы. Среди них есть методики отбора компонентов, учитывающие не только слуховые экспертизы, а и нетрадиционные способы определении пригодности той или иной детали для данного устройства (В любой авторской работе есть свои маленькие тайны, поэтому позволю себе не раскрывать всех тонкостей идеологии создания этих уникальных внешних ЦАП -ов).

По уровню музыкальности наши внешние ЦАП -ы являются единственными в своем роде, потому что подавляющее количество конструктивных решений было принято в результате многочисленных слуховых тестов, учитывающих статистику отзывов пользователей, получавших промежуточные варианты плат для испытаний. После очередных слуховых экспертиз, платы апгрейдировались и снова подвергались контрольным прослушиваниям не только мной, но и многими заинтересованными людьми. Технические решения в них, в отличие от чисто теоретического подхода инженеров, разрабатывающих цифро-аналоговые преобразователи, подкреплялись многократными прослушиваниями и скрупулезной доводкой уязвимых с точки зрения звука – мест.

Хочу выразить огромную благодарность всем моим невольным соавторам, которые провели с платами внешних ЦАП -ов сотни экспериментов и написали о своих замечаниях и впечатлениях о работе очередной модификации DAC -а. Не будь обратной связи с непредвзятыми слушателями, мне бы пришлось гораздо труднее в создании идеальных с точки зрения звука узлов, блоков и модулей, из которых в дальнейшем сложились эти конструкции: параллельных стабилизаторов напряжения на германиевых транзисторах, буферных усилителей, ДЕМ-клоков, трансформаторов S/Pdif и т.д.

Вдохновитель А.М. Лихницкий

Основным идеологом и вдохновителем создания бескомпромиссных цифровых устройств для меня стал Анатолий Маркович Лихницкий. Видение будущей структуры «идеального» цифро-аналогового преобразователя пришло ко мне после прочтения концептуальных статей Анатолия Марковича Лихницкого, сформировавших мое «аудио мировоззрение».

Его статьи о музыке и музыкантах прошлого, о записывающей и воспроизводящей ее аппаратуре, об окрасках и рандомизации, это не просто познавательные материалы, а фундаментальные исследования, которые не имеют аналогов в мире. Подобные мысли  не встречались мне никогда у других авторов. Основная идея АМЛ-а: То, что мы слышим, но не можем измерять, так называемый — таинственный ингредиент Х, это то, чего нет в физическом сигнале! Только позже, когда я погрузился в восточные учения, открывающие тайны строения человека и его тонкого тела, мне стало понятно, каким образом происходит восприятие «того, чего нет в физическом сигнале», однако это тема для отдельной статьи.

Я и раньше догадывался, а после основательной экспериментальной работы на основе идей А.М. Лихницкого пришел к выводу, что в мире практически не встречаются внешние ЦАП -ы и CD плееры, способные удовлетворить требовательных к качеству звучания меломанов (в натуральной передаче качественно записанной живой музыки). В результате засилья технократического мышления произошло всеобщее снижение стандартов качества записи, потянувшее за собой колоссальное падение качества воспроизведения музыки. Снижению стандартов записи сопутствовало снижение стандартов исполнительства. Люди перестали уделять внимание звуку и переключились на видеоряд. Наблюдается всемирная деградация не только музыки как искусства, но и ее исполнения, записи и воспроизведения. Будучи не в силах изменить ход истории, мы, тем не менее, можем хотя бы попытаться противостоять тенденции снижения качества звучания домашней техники.

Первые CD плееры были очень просты, использовали более-менее качественные комплектующие, их чипы имели низкую интеграцию, многие цепи были собраны на дискретной логике, что является преимуществом для звука, как выяснилось позднее. Тактовые частоты были низкими, платы редко имели эпоксидную маску. В результате, эти аппараты и сегодня способны радовать пользователя выразительным звучанием, хотя и они могут быть значительно улучшены путем апгрейда.

Я предпринял попытку «возврата в прошлое», когда были сделаны и лучшие по звучанию ЦАП -ы, и СДМ механизмы, и декодеры. Для этого я проделал большую работу по поиску самых музыкальных микросхем для цифровой техники и применил их в своих разработках цифро-аналогового преобразователя. Я сделал попытку приблизить звучание цифрового источника к аналоговой пластинке или магнитофонной ленте. Эта в основном — исследовательская работа заняла у меня больше десяти лет и сейчас она практически — закончена. Итогом ее стал подготовленный к мелкосерийному выпуску DAC 3.0.

Из-за большого количества комплектующих, требующих отбора и контроля звучания, их приходится подыскивать и приобретать буквально поштучно – в розницу, а значит, внешний ЦАП, даже на печатной плате превращается в индивидуально комплектуемое и настраиваемое авторское устройство. Соответственно — серия не может быть большой. По этой причине у меня нет возможности быстро собрать больше десяти-двадцати экземпляров внешних ЦАП -ов в виде законченных устройств в корпусе. В дальнейшем цифро-аналоговые преобразователи этой и других моделей будут производиться только по индивидуальному заказу.

Проекты

Описанный выше внешний ЦАП на микросхеме РСМ58, превратился в шесть независимых проектов, основанных на общей идеологии:

  1. Проект на микросхеме Philips ТДА1541, самом аналогово звучащем (признано во всем мире) DAC –е. Я давно обратил внимание на эту микросхему, а эксперименты с ДЕМ-клоком позволили «выжать» из чипа максимум;
  2. Второй проект внешнего ЦАП –а на прецизионном чипе РСМ58, немного другой конфигурации — с винтажным S/Pdif приемником Yamaha. С преобразователем ток-напряжение на единственном малошумящем транзисторе и с выходным каскадом на прямонакальном триоде CX171A. И, как более бюджетный вариант — OTL выход на мощном двойном триоде 6AS7;
  3. Внешний ЦАП средней ценовой категории на микросхеме Philips TDA-1541А с ДЕМ-клоком на лампах пальчиковой серии;
  4. Бюджетный цифро-аналоговый преобразователь на микросхеме РСМ56К с ламповым клоком на лампе 6C6Б в старых версиях или на TELEFUNKEN EF-732 в более дорогих вариантах (миниатюрной, применяемой в конденсаторных микрофонах) или на ЕСС88 в новой версии DAC 1.1 с подстройкой линейности;
  5. Преобразователь ток/напряжение на винтажных германиевых транзисторах, как альтернатива качественному трансформатору для выходного каскада DAC -а;
  6. Бюджетный цифро-аналоговый преобразователь на микросхеме TDA1543.

Даже в наиболее простом цифро-аналоговом преобразователе на микросхеме TDA1543 применены все конструктивные решения, положенные в основу эксклюзивных конструкций: Отобранные на слух качественные винтажные радиоэлементы и материалы, минималистский блок питания с комплектующими максимального качества, параллельные стабилизаторы напряжения, печатная плата с золотым покрытием и без маски, финальное покрытие настроенной платы скрипичным лаком.

Краткое описание DAC 3.0

Цифро-аналоговый преобразователь AbbasAudio DAC 3.0, предназначен для работы с внешним ламповым буферным усилителем и желательно разделительным трансформатором после микросхемы TDA1541.

Для комплектации цифро-аналогового преобразователя применены компоненты, отобранные по звуку, включая ламповые панели и клемники. При разработке системы питания внешнего ЦАП -а, искались оптимальные связки и сочетания элементов в первую очередь по гармоничности и нейтральности звучания. Для цифро-аналогового преобразователя было опробовано много разнообразных решений ламповых и транзисторных клоков. Лампы в клоках испытывались самые разные, от современных пальчиковых до музейных экземпляров 20-30 ых годов прошлого века. Логические микросхемы подбирались по сериям, производителям, годам выпуска и конечно – музыкальности.

После углубления в психоакустику цифро-аналогового преобразования эмпирически было выяснено, что клок в транспорте или внешнем ЦАП -е должен быть обязательно ламповым. В цифровом устройстве, как оказалось, на звучание влияет абсолютно все — материал печатной платы, чистота меди дорожек, припой, бренды и проводящий слой резисторов, диэлектрик в конденсаторах… Ситуация практически та же, что и в качественном ламповом усилителе или корректоре для винила, где звук зависит от каждой детали.

Словарь специальных терминов

  • «Грейд» Специальные индексы, которые штампуются на поверхность микросхем, отобранных по каким то определенным критериям, например — по линейности на малых уровнях. Бурр Браун на отобранные по линейности цапы ставила букву К, Phillips — индексы: R1, S1;
  • «Дем клок» DEM (Dynamic Matching Element) Оригинальная схема повышения линейности ЦАП -ов, примененная инженерами фирмы Phillips в чипе TDA1541. Требует внешнего асинхронного тактового генератора с частотой от 200 кГц до нескольких мГц;
  • «Ламповый клок» Ламповый задающий генератор, он же — тактовый генератор «часы» цифрового устройства;
  • «Master clock» Тактовый сигнал в цифровой системе, который раздается потребителям: цифровым фильтрам, декодерам демодуляторам, узлам пересинхронизации;
  • «Slave» режим — ведомый.

P.S. Внешний ЦАП Abbas Audio DAC 3.0 по музыкальности переигрывает ЦАП-ы мирового уровня, стоящие в десятки раз дороже. С описанный ДАК -ом качество звучания CD диска приближается к виниловой пластинке. 

Categories:

No responses yet

Добавить комментарий

Connect with

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ

RU