Поиск
Валюты
Корзина
Корзина пуста.
Разделы
Статьи
Информация

Усилитель для наушников ОТЛ

История создания усилителя для наушников

 

В годы моего студенчества, когда возможностей покупать дорогую аппаратуру не было, а музыку слушать хотелось, я это делал в основном в наушниках. Это не требовало больших, громоздких колонок и позволяло перевозить с места на место относительно компактный набор ламповой техники (проживая в общежитии, будучи студентом, я уже слушал сделанный своими руками ламповый усилитель).

После советских изодинамических наушников ТДС первой серьезной покупкой были австрийские AKG401, которые, если честно, слегка разочаровали, после недолгого приобщения к "чуду". К тому времени довелось послушать в разных студиях довольно приличные наушники, и я ожидал большего, тем более в паре с ламповым усилителем. Графичный, мониторный звук, мелкий с невысокой перегрузочной способностью. Далее, в процессе многочисленных экспериментов, один наушник был подпален. Эти АКГ у меня валяются до сих пор.

 Далее появились Beyer, от DT-48 из самых ранних, 50-х годов (всего у меня перебывало 5 или 6 модификаций), до малоизвестных и недооцененных DT-330, современных DT-880 и еще каких-то 9...ых, которые я сразу продал. Были неплохие Филипсы, отвратные винтажные Пионеры, дубовые Сони и еще много чего, сваленного в ящик. Из последних приобретений (продержавшихся пару месяцев) американские изодинамические наушники Audeze LCD2, неприятно удивившие грубостью и непластичностью звучания. Разыгрывать мембраны терпения не хватило, а попытки изготовить шнур из винтажных проводов не увенчались успехом - звук наушников лучше не стал.

В последнее время иногда, нечасто, глубокой ночью слушаю музыку перед сном чтобы расслабиться. После долгих и мучительных поисков удалось наконец подобрать более-менее сносную модель Audio-Technica в деревянном корпусе, пафосную 5000-ю серию, которая не так чтобы сверх-музыкальна, но обладает высокой разборчивостью, отличной перегрузочной способностью и позволяет проверять готовые изделия на предмет выявления каких-то звуковых дефектов (шуршания ламп, фона, проблем с локализацией, и т.п.).

В общем, вещь - полезная, обладающая рядом достоинств. Однако советовать ее не стану. Поиски "идеальных" наушников закончились, я знаю, что их не бывает, а разочаровываться раз за разом мне надоело.

DT-48 ранних версий остаются чемпионами по музыкальности с очень невысокой степенью комфортности. Если слово «комфорт» вообще к ним применимо. Для себя сделал вывод - нужно иметь 3-4 пары наушников для разной музыки и разных целей.

 

Усилитель для наушников Аббас Аудио ОТЛ 

 

Однако ближе к делу

 

Задумывая ДАК-и и даже АЦП, который появится, наверное - нескоро, возникла необходимость в мониторном выходе для оцифровки пластинок, да и вообще для возможностей контроля записи. Возможно в будущем придется делать студийную малотиражную технику на заказ, а там контрольный выход высокого качества - штука обязательная.

Перепробовав множество схем в студенческие годы, я вернулся к проверенному решению усилителя для наушников по схеме ОТЛ на лампе 6080 (она же 6AS7G).

Опыт с мосфетами не удовлетворил меня в полной мере, хотя транзисторные усилители по молодости делал, и, думаю, вернусь к ним в ближайшем будущем, но уже на новом витке развития, вооруженный эзотерическими знаниями и умениями.

Классический трансформаторный ламповый усилитель (трансформатор в аноде однотактного выходного каскада) в данном приложении - решение не очень подходящее. Он получается дорогим и недостаточно "мониторным", а недостатки выходных трансформаторов на наушниках гораздо менее терпимы, чем на АС. Увы, всему свое место.

В наушниках на первый план выходят такие вещи как глубина и "панорамность", локализация, высокая разборчивость, отсутствие резонансов, минимум фона и шума. В каком-то смысле "аудиофильские" способности. Музыкальность же обеспечивается направлениями, контурами Степичева, винтажными комплектующими, верным выбором припоя, лаками и общей гармонизацией изделия.

Что у нас в сухом остатке? Правильно, ОТЛ! Кроме всего прочего, подобная схема позволяет включить на выходе более простой по конструкции автотрансформатор и перекрыть все возможные варианты нагрузки, от 10 омных beyerdynamic.

 

Усилитель для наушников ОТЛ со снятой крышкой

 

Схема

 

Предлагаемая схема усилителя для наушников представляет собой нечто похожее на опубликованную когда-то схему Куниловского в Аудио Магазине. Однако здесь подход совершенно иной.

Во-первых, нижнее плечо двухэтажного каскада имеет фиксированное, на перевернутом подземном резисторе. Решение скорее эзотерическое, чем инженерное, так как особо убедительного обоснования прекрасному звучанию в данном случае не имеется.

Выходной каскад усилителя для наушников - разновидность СРПП. Каскад с динамической нагрузкой, как не обзови - суть дела не меняется. Главное, что это звучит он так же динамично, как каскад с трансформатором, а не как повторитель.

Вообще, двухэтажные каскады штука шибко загадочная. Одним лампам они показаны, другим не рекомендованы. Так лампа 6Н9С в СРПП начинает звучать здорово, а ЕСС88 гораздо хуже, чем с резистивной или дроссельной нагрузкой. И дело далеко не в спектрах гармоник, как думают в Одессе (намекаю на уважаемого Карпова и его изыскания), и не во внутреннем сопротивлении лампы. Я поступаю проще - если какой-то конкретный каскад играет музыку, не докапываюсь до причин хорошего звучания, а просто использую его.

 

Три основные платы усилителя для наушников ОТЛ 

 

Источник питания
 

Питание усилителя для наушников не кенотронное. При токе потребления под 200 мА кенотрон дорогое удовольствие, к тому же в мониторном тракте желательно иметь «быстрый» звук, жертвовать динамикой не хочется ничуть. В итоге в блоке питания был применен ДППВ с двумя диодами Телефункен типа 1N5060 (1N5062).

В БП усилителя для наушников установлены дроссели с малым омическим сопротивлением и небольшой индуктивностью (быстрый БП). Дроссели мотаются на железе SABA, хорошим немецким, ярким и экспрессивным проводом. Индуктивность порядка 3 Гн.

Чтобы сразу убить пульсации, после диодов установлен конденсатор большой емкости, cornell dubilier SLPX 1200mf. Все эти приемы с небольшой бумажной емкостью сразу за кенотроном или выпрямительными диодами, применяемые в обычных усилителях, в усилителе для наушников не работают. Для того, чтобы снизить пульсации такого БП, нужно применять дополнительные звенья фильтрации, которые гробят динамику.

Далее в питании стоят итальянские электролиты Kendeil. Для данного усилителя это решение оказалось идеальным.

В блоке питания установлен мощный 300 ватный тороидальный трансформатор, позволяющий работать усилителю сутки напролет, хотя лучше делать перерывы в прослушивании: выходные лампы очень сильно нагреваются, и из-за длительного перегрева у них постепенно провисают сетки, которые после длительной работы без перерывов могут начать тихонечко звенеть. Лучше давать лампам отдых.

Реле задержки устраняет щелчки в момент включения и выключения, при этом наушники могут не отключаться. Если сердце болит при использовании наушников стоимостью далеко за тысячу долларов, можно поставить для успокоения души на выход какую-то дополнительную защиту.

 

Керамические панели и винтажные детали усилителя для наушников 

 

Детали

 

  • Входная лампа – малоизвестный монотриод с высокой крутизной и мю под 70, ЕС88. Доступны экземпляры от разных производителей (от мюлларда и телефункена до амперекса мальчика горниста). Я применял Siemens, Valvo ,Telefunken. У лампы E88CC высокая крутизна, малые шумы и нет необходимости отбраковывать лампы с разбросом по половинкам как в случае со сдвоенными триодами типа ЕСС88. Высокий коэффициент усиления позволяет применять усилитель в качестве потрясающе прозрачного и динамичного буфера для любого мультибитового ДАК-а, усиливая сигнал с нагрузочного резистора;
  • Выходные лампы в основном – RCA и Дженерал Электрик. Лампы с металлической юбкой 50-х более выносливы, и микрофонный эффект у них практически отсутствует. Однако отбор по звону производить все-таки необходимо;
  • Выходные лампы в больших колбах с карболитовым цоколем могут быть интересны, особенно англичане (OSRAM или Marconi), но такие лампы очень дороги, до 300 евро за штуку;
  • Советские 6Н5С и 6Н13С можно применять, но по звуку они проще других, разве что как дешевый расходный материал. Кроме того, эти лампы имеют высокую колбу и не становятся в мой стандартный корпус высотой 160 мм.

 

В усилителе для наушников установлены качественные керамические цанговые панельки. Платы собираются с применением винтажных комплектующих, отслушанных по направлениям. При сборке используется американский винтажный припой. Печатные платы покрываются скрипичным лаком моего изготовления, который облагораживает звук и снимает излишнюю остроту и сухость, точь в-точь как на скрипке.

В качестве межкаскадных конденсаторов я применил легендарные бумажно-майларовые "пчелки" из винтажной американской техники. У этих конденсаторов яркие тембры, хорошая динамика, высокая прозрачность звука во всем диапазоне и красивый собственный «тон», ненавязчивый, подчеркнуто «винтажный».

 

Блок питания и регулятор громкости усилителя для наушников 

 

Звук и параметры

 

Полоса пропускания, при использовании усилителя для наушников в качестве буферного каскада ДАК-а снизу определяется переходными конденсаторами и составляет единицы Гц - 300 кГц по уровню 0,7.

На фото осциллограмма выходного сигнала на частоте 100 кГц (Чистый прямоугольничек). Впечатляет, правда?

Усилитель для наушников поражает своей прозрачностью и скоростью с первых звуков. Это заслуга материалов, оптимально подобранных режимов ламп и общей гармонии элементов в правильно сконструированном OTL усилителе.

 

Две пары разъемов RCA на задней пенели усилителя для наушников 

 

Отзывы
 

Уважаемый Аббас! Это особенное, какое-то литературное удовольствие читать описания к вашим аппаратам. В данном случае особенно рад подробностям про мой будущий усилитель! Еще будучи студентом (и слушая TДС-5) порывался собрать OTL усилитель Куниловского из журнала Аудио Магазин за 1996 год, но это осталось прекрасной мечтой. В вашем аппарате, насколько я понял, выходной каскад работает в некоем варианте SRPP? Андрей.

Я стараюсь писать так, чтобы передать свою увлеченность делом, чтобы текст можно было прочитать на одном дыхании и не утомиться, получить исчерпывающую информацию об устройстве. Инженерные описания как правило занудны и скучны невероятно. Они оставляют за бортом самое главное - субъективные впечатления.

Чисто гуманитарные описания перегибают палку в противоположную сторону, в галюциногенный субъективизм, в ненужные и лживые ассоциации (например, “я чувствую, что певица, записывая эту песенку была в тесном, облегающем платье, а высоких каблуках” или “звук сиреневый в крапинку, с привкусом соленых огурцов... “вариантов бреда много), это промывание неокрепших мозгов. Такие описания страдают словоблудием и недержанием мысли, многие описывают свои видения и фантазии как истину в последней инстанции, забывая о том, что кроме них ЭТОГО никто не услышит. Субъективные ощущения должны быть привязаны к общепринятым определениям из чувственного опыта и сведены к не очень громоздкому словарю. А ассоциации - как приправа к основному блюду. Я стараюсь придерживаться золотой середины. Насколько она "золотая", судить читателям.

Полностью с Вами согласен, Аббас! Ваш подход к созданию музыкальных аппаратов уникален. Этот метод видится единственно правильным - ведь только музыкант знает, как на самом деле играет музыка и может сохранить в музыке то, что нельзя измерять осциллоскопом.

 

Позолоченная задняя панель усилителя для наушников Аббас Аудио 

 

Здравствуйте, Аббас!

Сегодня первый раз соединил и подключил ваши платы усилителя для наушников SRPP. Пока что первыми попавшимися проводами, хотя есть и ваши винтажные, которые лежат и ждут своей очереди.

Чувство восторга не проходит с того момента, как я поставил тысячу раз слышанную в разных вариантах на своем домашнем усилителе музыку. Исходя из разумного скептицизма, я ожидал, конечно, значительно прироста музыкальности. Но реальность показала, что аппарат настолько превосходит мои ожидания, что я до сих пор сижу и изумленно слушаю музыку. Я как-то назвал ваши аппараты музыкальными инструментами для воспроизведения музыки. Так вот эти слова могут наиболее полно отразить то как же он играет. Это чудо какое-то...

Любой инструмент звучит слитно как нормальный музыкальный инструмент, малейшие переходы, интонации читаемы, но не навязываются быть услышанными. Да даже с технической стороны - ваш аппарат точнее и естественнее выстраивает сцену и воспроизводит примыкающий к инфразвуку диапазон, который есть на концертах, но который я никогда не слышал дома.

Спасибо Вам большое, Аббас! Здоровья и сил делать то что Вы делаете!

P.S. Запах вашего секретного лака очень нравится. Про облачение аппарата в корпус напишу позже. Электролиты я перепаял вниз.

 

Меандр на частоте 100 КГц на выходе усилителя для наушников

 

Сегодня был в гостях у Димы cosmos. Было интересно послушать Бейеры T90 и усилитель для наушников Аббаса. Ну что сказать. BD T90 имеют (на мое ухо) невероятно задранный в сторону ВЧ баланс. Это в сравнении со старыми (8-летней давности) DT990 Pro. К слову, современные DT990 Pro очень похожи на T90 - видимо, идеология съехала в общий тренд - ярче, "детальнее". Кончатся мои старые 990, что делать - неясно. Таких, наверное - уже и не делают.

Усилитель же... Нет слов - выдающийся. Не берусь даже описать. Мой простенький на EZ40 и 6AG7 с довольно немаленькими трансформаторами, намотанными для 250 ом, с первых же нот сдает - и по динамике, и по открытости, и по вдохновенности. Когда-нибудь в лучшие времена постараюсь заказать, хотя бы в виде набора, если лучших не будет...

Аббас, усилитель - шедевр!

 

Высококачественная печатная плата усилителя для наушников 

 

Филипс разыгрался, а с ним и усилитель (я не знаю, есть там чему разыгрываться или нет), так же и уши прогрелись. думаю дальше - лучше!

Так вот, детали... их много, Пространство появилось, дыхание, нет резкости, не замечаешь подъемов на сч/вч Баеров. Сегодня слушал Штрауса Вальсы, вспоминаю как звучало раньше дома ... всегда фоном слушал, аппаратуру прогреть, а сейчас интерес появился. Хочу побольше классики сейчас переслушать. Вчера слушал Аудиотест 2, я хрен знаю откуда эта болванка у меня, так вот там есть композиция в которой играют на барабанах, меняя расстояние от микрофона, но не это главное. Главное то, что слышно, что стучат по установке по разным барабанам, слышно, что одну и ту же мелодию набивают по разным барабанам, слышен материал… Вообще инструменты разделились. Потом был какой-то тестовый голосовой, я раньше думал, что музыка там приглушена, а голос увеличен в громкости, и назывался он Воис. Но сейчас я понял, что это не так, музыка играет отчетливо и слышно, просто запись в живую, и голос не смешан с музыкой ... Вот такие вот дела.

  

Просмотров: 1808

Дата: Среда, 03 Мая 2017

© разработка и поддержка Интернет-Магазина