Поиск
Валюты
Корзина
Корзина пуста.
Разделы
Статьи
Информация

Преобразователь ток напряжение

Резисторы преобразователя ток напряжение
 

Все, кто сталкивался с ЦАП –ами на мультибитных микросхемах с ламповым выходом или строил их знают, что самое сложное место в них это - преобразователь ток напряжение на резисторе, стоящем на выходе чипа.

На резисторе, преобразующем выходящий из ЦАП –а ток в напряжение рождается аналоговый звук, на нем же он и заканчивается, в 99 % случаев рождается звук «урод». По этой причине в мире такое огромное количество любителей операционных усилителей, хорошо отрабатывающих динамические контрасты, но это почти все, на что они способны. Других проблем у операционных усилителей «выше головы».

Если не углубляться в вечную полемику о разных способах преобразования тока в напряжение и их преимуществах и недостатков, то «вылезает» основная проблема. Какой номинал этого резистора оптимален с музыкальной точки зрения, и какой тип резистора будет в этом узле работать лучше всего. И выясняется, что резисторов на свете очень много, а вот «хороших» именно для этого узла – нет вообще.

Гранды Hi-End индустрии и по совместительству заядлые «звукачи» предлагали в разное время всевозможные способы решения этой проблемы. Хирояши Кондо уменьшал номинал резистора до единиц Ом, включал до 16-ти микросхем ЦАП -ов параллельно, делал резисторы из серебра и т.д. Питер Квортруп предложил нагружать трансформатор со стороны вторичной обмотки, но тут есть свои подводные камни. Этим способом я пользовался несколько лет, пока не вернулся к традиционному, с резистором на первичной обмотке. По слухам, он собирается наладить выпуск дорогостоящих серебряных резисторов ручной сборки по 100 долларов за экземпляр… Кто-то применяет танталовые и металлопленочные изделия. В общем до сегодня эта глобальная проблема толком ни как ни решена.

Мне пришлось пройти все вехи подбора «звучащего» резистора и его номинала. Сказать, что я перепробовал в преобразователе ток напряжение множество резисторов, значит – ничего не сказать. Из протестированных углеродистых, проволочных, метало-окисных и др. изделий можно сложить небольшую башню. Тезисно результаты экспериментов:

 

  • Германские проволочные резисторы, у которых был некий баланс благозвучности и ясности. С очередным этапом усовершенствованием преобразователя ток напряжение стало понятно, что немецкий нихром и константан имеют неустранимый оттенок металла в «голосе» и грубость, в результате от них пришлось отказаться.
  • Карбоновые, они же - резисторы с углеродистым проводящим слоем вполне музыкально играют и приемлемы по стабильности, но иногда сильно шумят. Винтажные Аллен Брэдли звучат здесь очень музыкально и красочно, правда, середина у них – чуть приплюснута и излишне сконцентрирована. И хоть у Аллен Брэдли ощущается небольшая нехватка ясности, мало какой из резисторов способен с ними конкурировать по совокупности качеств, необходимых для увлекательной передачи музыки. В сравнении с ними: Драловиды, «Собачьи кости», Сименсы – все эти резисторы имеют свою окраску и все они более далеки от "идеала".
  • Резисторы с металлопленочным проводящим слоем и разрекламированный «тантал» мне не понравились в силу их недостаточной пластичности, стерильности всех звуков «как в операционной» и отсутствия деликатности. Наверно мои уши наглухо испорчены пением винтажных компонентов… но музыка из резисторов с перечисленным проводящим слоем не льется, а капает комками, как просроченный кефир.
  • Не буду упоминать экзотику, наподобие проволочных резисторов 20-х годов: Мюллард, Уорли, Ферранти - подразумевающих их установку в контейнеры с винтовыми зажимами, Вестерн Электрик, RCA и другие, о которых мало кто слышал и которые малодоступны. Они практически не доставаемы, на них нельзя проектировать серийные устройства. Все они не то чтобы «мимо», но все без исключения имеют слышимые проблемы. 

 

Константановые резисторы

 

Теперь о главном. Какое-то время назад я пробовал применить в преобразователе ток напряжение любимые мною константановые резисторы на стеклянных оправках производства Филипс 20-х годов. По деликатности подачи тихих звуков и пластике они оставляют позади себя практически все другие резисторы. Найти их в достаточном количестве нужных номиналов архисложно, а та пара по 50 ом, которую мне удалось добыть из винтажной радиолы Филипс смазывала высокие и раздувала бас, лишая его внятной артикуляции. Наверное, константановый провод, которым они были намотаны оказался очень груб для решения столь деликатной задачи.

Позже я вернулся к экспериментам с этими резисторами на стеклянных оправках. В заводском варианте мне не нравились две вещи: слишком грубые выводы из непонятного металла залитые толстым слоем припоя и собственно стеклянные оправки.

Смотал аккуратно тонкую проволоку из константана и намотал ее на самодельные оправки из бамбуковых палочек. Провод естественно промыл спиртом и очистил от остатков припоя. Для исключения лишних переходов выводы сделал из отслушанного английского луженого провода малой толщины.

Сегодня я вернулся экспериментам с Филипсами, но теперь я решил не применять резисторы в неизменном виде, на стекле, так как их грубые выводы, облитые миллиметровым слоем припоя и вполне могут быть источником мути. Константановый провод соединен с луженкой минимальным количеством припоя и буквально касается контактных площадок на печатной плате.

 

Резисторы из винтажной константановой проволоки на палочках из клена 

 

Звучание бамбуковых резисторов
 

После такого издевательства над редкими ценными винтажными резисторами я включил ЦАП с бамбуковыми самоделками, моя челюсть, образно выражаясь, упала на пол и разлетелась на тысячи осколков. Боже Праведный! Это Чудесно! Это НЕ цифра… Подобной пластики и полного отсутствия дискретности от цифрового устройства ранее я не слышал… Как же мне раньше в голову не приходило такое простое решение???! Винтажный константановый провод маде-ин Филипс непобедим! Нужно только - его освободить от «оков» и правильно применить.

С бамбуковыми резисторами звуков больше чем с лучшими Аллен Брэдли. И как же при этом бамбуковые Филипсы благородны и гармоничны... Прекрасное сочетание мягкости и гармонии, шелковистость звука просто зашкаливает…

Неисповедимы пути твои, Господи! В дремучем прошлом истории почти 100 лет назад, безо всякого умысла делались совершенно нетехнологичные, неудобные и громоздкие – но уникальные штуки. Давно всеми забытые, покрытые пылью и мхом внешне страшные странные трубки из стекла с тонюсенькой проволочкой… И вот… самые современные и дорогие изделия из сверхчистых материалов, изготовленные на высокоточном оборудовании, о котором раньше не могли даже мечтать - не могут переиграть эти бамбуковые или стеклянные палочки.

Про звук. Обертона клавесина, ноты в аккорде… насколько точно они расставлены! Всей своей мощью звук разворачивается и сияет от горизонта до горизонта. Слышно абсолютно все, изо всех направлений, справа, слева, горизонталь – вертикаль… Мне все это сложно описать… Можно руками пощупать огромное, сияющее кристальной чистотой пространство. Сильнее всего это слышно на репетициях (быстрые повторения одного и того же звука).

На других резисторах звуки слипаются в один «грязноватый» ком, и мы все уже привыкли к такой грязи и почитаем ее за норму. И не представляем себе, сколько ценной чистой информации можно вытащить всего двумя резисторами, а сколько навсегда пропадет в записях из-за ущербности такой простой детали, стоящей в большинстве ЦАП -ов.

Голоса солистов полностью освобождаются, как будто они до этого были взаперти и им не хватало воздуха. От чего это зависит я не знаю, ведь и Сименсы и Драловиды - очень качественные и музыкальные резисторы… В других местах тракта они работают великолепно, а вот в преобразователе ток напряжение и в подметки константану на бамбуке не годятся. После константана на бамбуке не хочется вспоминать ни про Аллен Брэдли, ни про английский композит, ни про ERIE в керамическом корпусе. Чем был в них задушен вокал я не знаю, может краской, может толстой пластиковой оболочкой или углем, факт остается фактом - константан лучше их всех. Константан дает освобождение от оков и полное расслабление, фортепиано источает нежность, услышать которую можно только при живом исполнении.

Возможно дело не в константане, точного состава проволоки я не знаю, и у Филипса был свой секретный сплав. Ни на какую другую проволоку из константана звучание филипсовского константана не похоже. Проволока Филипс имеет ни на что не похожую благородную окраску и «сверх музыкальный» эффект. Недаром эта компания была крупнейшим держателем патентов в Европе. Надо попросить Степичева, сделать анализ проволоки на спектрографе, ее тайна должна быть раскрыта в угоду следующим поколениям меломанов!

После описанных экспериментов все свои ЦАП -ы я буду комплектовать только такими самодельными резисторами. Искать что-то лучше я вряд ли буду, потому что считаю, что замены им априори - нет! Лично я не слышал ничего, что бы с ними сравнилось по разрешению и музыкальности.

Сейчас технология изготовления резисторов для преобразователя ток напряжение несколько изменилась. Я начал применять вместо бамбуковых, хорошо звучащие палочки из клена, высушенные и пропитанные авторским натуральным лаком. На концах кленовых палочек сверлю отверстия и вставляю толстую немецкую моножилу 30-х годов. Припой применяю винтажный из ламповых приемников Телефункен. Константановый провод, как и прежде – Филипс. Резисторы, сделанные на заказ маркирую по направлению черной точкой на торце (точка – это конец, он идет на землю)

 

Возможно дело не в константане, точного состава проволоки я не знаю, и у Филипса был свой секретный сплав 

 

Возможно дело не в константане, точного состава проволоки я не знаю, и у Филипса был свой секретный сплав. Единственное условие - если применить тонкую проволоку в резисторе преобразователя, то нужно позаботиться о телесности в последующих каскадах. Любые, даже самые "волшебные" компоненты предполагают, что устройство будет гармонизировано и сбалансировано. Как именно - подскажет только слух. 

Отзыв (… Испытал Ваши изделия на бамбуке номиналом 30 Ом в преобразователе ток напряжение ЦАП – обалденные резисторы! Они раз в десять лучше тех, которые у меня стояли до этого. Великое гранд-мерси за них! Приглашал коллег послушать, все как один оценили))). Не так давно нашел им конкурента в виде проволочных резисторов из константана времен Третьего Рейха. Сейчас сравниваю, пока лидер не ясен, но ни в какое сравнение с современными НЕ проволочными ни ваш, ни фашистский - не идет. В свой последний ЦАП в источник питания поставлю эти резисторы из третьего Рейха, а в преобразователе ток напряжение все же оставлю Ваши бамбуковые уникумы. Филипсовский константан на бамбуковых палочках играет все же – лучше…)

 

Просмотров: 405

Дата: Четверг, 26 Января 2017

© разработка и поддержка Интернет-Магазина