Поиск
Валюты
Корзина
Корзина пуста.
Разделы
Статьи
Информация

Внешний ЦАП DAC 3.0 abbasaudio Схемотехника - Часть 2

Нестандартный подход

 

Проведя массу экспериментов с разнообразными S/Pdif приемниками, в свой цифровой преобразователь я решил поставить относительно винтажный чип Crystal, найдя его на просторах интернета. Мне попались экземпляры американского, тайваньского и Южно Корейского производства. Американские (ИМХО) самые музыкальные, за ними идут Южно Корейские и в конце – Тайвань. Из за того, что американских чипов я нашел всего две штуки и больше не предвидится, в ЦАП Hi-End ставлю приемники из Южной Кореи, которые от американских отличаются не сильно, но зато - на голову выше более поздних изделий из Тайваня.

ДАК работает в двух основных режимах - Master и Slave. Как должны стоять перемычки для разных режимов видно на блок схеме. Почему джамперы, а не переключатель?

Потому что режим выбирается один раз, и если это связка с транспортом в режиме слэйв, связка становится жесткой - к цифровому преобразователю нельзя подключать другие транспорты:

 

  • В режиме SLAVE работает микросхема 74LS393 (Микросхема74LS74 не должна находиться в панельке!);
  • В режиме MASTER вставляется триггер 74LS74 и одна перемычка согласно таблице (Микросхема 74LS393 не должна находиться в панельке!!!).

 

В режиме SLAVE ламповый клок делится и «ведет» одновременно транспорт и ДАК. Для микросхемы DAX-а ТДА1541 формируется новая частотная сетка (По звуку эффект «фокусировки» и повышения ясности просто замечательный) – битклок и вордклок.

Проведя ряд экспериментов я убедился в том, что битклок, сформированный вакуумной лампой дает значительный выигрыш в звуке, даже с S/Pdif интерфейсом. Усложнение подключения – формальное, нужна всего лишь дополнительная витая пара или коаксиальный кабель. Использование S/Pdif приемника не приводит к заметному ухудшению звука, что наблюдается в большинстве традиционных цифровых преобразователей.

Основная сложность применения Slave режима - в CD транспорт или привод нужно обязательно завести клок. При этом цифровой преобразователь перестает быть независимым устройством и жестко привязан к источнику. Если тактовые частоты задающих генераторов CD транспорта и ДАК -а разнятся, это может стать довольно сложной проблемой при сопряжении. Поэтому в качестве транспорта нужно применять проигрыватели с тактовой частотой 11,2896 мГц.

Не подключать клок нельзя, т.к. между тактовыми частотами возникают биения, периодически слышимые в виде нарастающих по частоте щелчков. Частота щелчков привязана к уровню выходного сигнала, чем он выше, тем выше и частота.

Если ЦАП Hi-End планируется использовать с разными транспортами, лучше переключить его сразу в обычный Master режим, который делает ДАК полностью независимым . В Master режиме можно включить асинхронный реклок, если источник «грязный» и имеет высокий джиттер. Это несколько спорное решение с точки зрения инженера, но в некоторых случаях – очень эффективное, по звуку оно частенько превосходит вариант без реклока.

 

Эксклюзивный ЦАП Hi-End цифровой преобразователь экстра класса Abbas Audio 

 

Лампы и микросхемы

 

Тактовый и DEM генераторы цифрового преобразователя собраны на лампах – так называемых «черепашках» Telefunken или RFT 30-50 х годов. Среди довоенных немецких ламп EF-14 от Telefunken не имеет аналогов по ряду параметров. Применение в Hi-End ЦАП –е такой относительно дорогой и редкой лампы вполне оправдано. У нее малые шумы, высокая крутизна характеристики и долгий срок службы.

ДЕМ-клок Hi-End ЦАП –а в отличие от тактового генератора собран на лампе «черепашке» Telefunken EF-13 (допустимо использование EF12). Разные лампы я поставил намеренно, т.к. стараюсь избегать нескольких повторений одинаковых компонентов в одном и том же звуковом устройстве. Решение чисто интуитивное и подтвержденное слуховыми тестами. Разные типы ламп как бы компенсируют недостатки друг друга, а звучание при этом получается более нейтральным и «ровным».

В блоке питания ДАК –а стоят кенотроны EZ11 или, при задействовании отдельного накального трансформатора на 4 V, можно поставить прямонакальный Az11. Разные типы кенотронов применяю ровно той же причине, что и разные лампы для цифровой части, так кенотроны «играют» на равных с генераторными и усилительными лампами.

Микросхема ТДА1541А, включена по схеме из даташита, если конечно не считать ламповый ДЕМ-клок. Дифференциальное включение усложняет схему и не дает ощутимых преимуществ.

На выходе ЦАП Hi-End установлены фильтры на RC цепочках с применением качественных винтажных конденсаторов и резисторов Allen Bradley.

Керамических конденсаторов в данном Hi-End ЦАП -е нет. Если Вы хотите получить от цифрового устройства аналоговый звук, про керамические конденсаторы забудьте навсегда. Эпизодическое применение нелюбимых мною конденсаторов OSCON связано с тем, что некоторые чипы в цифровом устройстве создают трудноустранимые помехи в цепях питания. По этой же причине небольшой участок печатной платы рядом с компаратором - имеет ограниченный по площади земляной полигон, соединенный с двух сторон проходными металлизированными отверстиями. Этот цифрой узел следует как бы оградить от схемы, чтобы он не пропускал производимый им «цифровой мусор» по цепям питания к другим узлам ДАК -а.

 

Эксклюзивный ЦАП Hi-End цифровой преобразователь экстра класса Abbas Audio

 

В схеме Hi-End ЦАП –а я применил компаратор типа AD5681 со средним быстродействием, отобрав именно его по звуку из нескольких чипов. Компаратор выпускается в корпусе DIP-8 и допускает замену на некоторые другие типы микросхем.

Я по-прежнему сторонник применения устаревшей логики - шоттки, и по этой причине ставлю микросхемы серии 74LS. Эта серия встречается в CD проигрывателях Philips первого поколения и превосходно звучит: плотно, основательно и с большим количеством нюансов, хотя и менее рафинированно, чем современные микросхемы. Похожих описаний звучания логических микросхем вы пожалуй, не найдете - нигде. Во всяком случае, я не встречал ссылок на подобные исследования звучания чисто цифровых микросхем, за исключением отдельных трудов. Инженеры, применяющие логические микросхемы «кубики», вообще не задумываются над тем, что материалы, применяемые в производстве микросхем, их чистота и год выпуска так же важны для звука, как и физические, измеряемые параметры.

Для интересующихся нестандартными включениями ТДА, эксперименты с уровнем ТТЛ для цифрового преобразователя TDA1541, о которые писали на Dyaudio – не имеют слышимого положительного эффекта. Это один из очередных инженерных мифов.

 

Ламповый клок цифрового преобразователя Abbas Audio DAC 3,0 

 

Система питания

 

В качестве источника питания цифрового преобразователя применены лучшие (на мой вкус) по звуку стабилизаторы с параллельным включением управляющего транзистора. Здесь стоят признанные многими экспериментаторами - уникальные по звучанию германиевые п605. Это высокочастотные транзисторы, выпущенные как правило рижским заводом в 60-80 х годах прошлого века и прошедшие военную приемку. Из тысяч наименований, маде ин СССР они входят в десятку лучших полупроводниковых приборов для аудио. Входной приемник питается от стабилизаторов напряжения на не менее музыкальных германиевых транзисторах AD162 фирм Siemens и Telefunken.

Я собрал многочисленные отзывы людей, купивших платы цифрового преобразователя с параллельными стабилизаторами на П605 и AD162. По красоте тембра, естественности и выразительности звука они не имеют равных среди устройств подобного типа.

Балластные резисторы - Ален Бредли. Винтаж или винтажный немецкий константан - наиболее приемлемый выбор для установки в этот Hi-End ЦАП. Резисторы сориентированы по направлению.

Питание цифрового фильтра ДАК –а организовано от стабилизатора напряжения последовательного типа с силовым транзистором 2N3055 Siemens. Эти транзисторы тоже хороши, но со своими нюансами и акцентами, к сожалению очень редко появляются на рынке.

 

Abbas Audio DAC 3.0 ДАК обыгрывающий референсные модели типа Audio Note DAC 5 

 

Цифровой фильтр

 

Многие радиолюбители, специализирующиеся на цифровых преобразователях совершенно справедливо ругают цифровые фильтры однако в данном устройстве я решил предоставить решение этого вопроса потребителю. В моем ЦАП Hi-End можно по своему усмотрению либо вставить заглушку и слушать аппарат в NOS либо с цифровым фильтром. Никаких вмешательств с паяльником для этого не требуется, однако фильтр работает только в режиме «слэйв». В режиме «мастер», с грязным мастер клоком от S/Pdif приемника, применение цифрового фильтра теряет всякий смысл.

Винтажный фильтр от Philips с хорошо организованным питанием и подключенный к ламповому клоку в Slave режиме штука весьма благозвучная. Этот прекрасный чип имеет один недостаток - большое потребление тока (до 300 мА). Он применялся в аппаратах топового класса, таких как двухблочные CD проигрыватели/цифровые преобразователи: Philips LLH1000 и Marantz CD/DA12, причем по два раза: в ДАК -ах, как фильтр и транспортах, как передатчик сигнала S/Pdif.

 

Параллельные стабилизаторы напряжения на П605 в ЦАП Abbas Audio DAC 3,0 

  

P.S. Внешний DAC 3.0 Abbas Audio по музыкальности переигрывает ЦАП-ы мирового уровня, стоящие в десятки раз дороже. С описанным DAC -ом качество звучания CD диска приближается к виниловой пластинке.

 

Ссылки по теме

 


Просмотров: 2873

Дата: Понедельник, 02 Января 2017

© разработка и поддержка Интернет-Магазина