RU
На одном из форумов,где я вел несколько музыкальных топиков, меня попросили написать о Гайдне,причем в том же ключе,в каком я писал о Моцарте,с практическим уклоном:что читать о композиторе,какие произведения и в чьем исполнении нужно слушать,чтобы охватить наиболее существенное в творчестве композитора и не тратить время и средства на плохие записи. Я не буду пересказывать всем известную биографию Гайдна,которую можно прочитать в гугле Я попробую рассказать о Гайдне предельно просто,своими словами,а также дать рекомендации по записям. В музыкальных школах ученикам рассказывают о композиторе довольно примитивные вещи,например что Гайдн добрый дедушка,раздающий слушателям как малым детям музыкальные сладости,что он основатель жанра классического струнного квартета,сонаты и симфонии,представитель венской классической школы,к которой также относятся Моцарт и Бетховен.Причем линию Гайдн-Моцарт-Бетховен представляют как непрерывный прогресс формы и содержания,поступательное движение от примитивного и незначительного,непритязательного и развлекательного салонного искусства к кульминационной точке,к глубокому и титаническому во всех смыслах Бетховену,с его грандиозными симфоническими полотнами,неистовым желанием схватить судьбу за глотку и выстроить жизнь по принципу «от мрака к свету». Все это соответствует действительности в очень малой степени. Во-первых,симфонию и сонату Гайдн не создал,он скорее собрал,упорядочил и закрепил достижения многих других,менее известных современников.Моцарт и Гайдн шлифовали симфонические формы параллельно в 80-х,хотя Гайдн написал свою первую симфонию гораздо раньше вундеркинда Вольфганга(в 1759,в возрасте 27 лет,Моцарту в то время было всего три года). В отношении сонаты:гораздо больше для становления фортепианной сонаты сделал К.Ф.Э.Бах которого Гайдн считал своим учителем,и интонации которого в музыке Гайдна проскакивают постоянно,от самых ранних до последних сочинений. Во-вторых,содержание музыки не может «прогрессировать»,оно является отражением личности композитора и его мировосприятия,поэтому если и можно говорить о прогрессе в симфониях Бетховена по сравнению с симфониями Гайдна и Моцарта,то это касается только форм и технических элементов,при этом музыка ГАйдна обладает собственными неповторимыми достоинствами,которых нет ни у МОцарта ни у Бетховена.И хотя такой авторитет как Петр Ильич Чайковский писал что Гайдн устарел,а Кюи и многие другие критики утверждали что не только устарел,но и превзойден новыми композиторами во всех отношениях,музыка Гайдна живет,исполняется и записывается,причем в начале 21 века настолько интенсивно,как никогда ранее. По моему Кюи написал так(не помню дословно):»в наш век страстных тем и роскошных гармоний слушать пиликанье струнных в квартетах Гайдна может только девственно непорочная душа».В век романтизма,на фоне музыки Брамса,Шумана и Вагнера,музыка Гайдна действительно воспринималась как чересчур спокойная и безмятежная,поэтому неудивительно,что жаждущие страстей слушатели высказывались подобным образом.Однако уже в начале 20-го века,с появлением антиромантических течений,интерес к Гайдну стал возрастать,а чуть позже Казальс написал о Гайдне следующие строки: Цитата:»Многие не понимают Гайдна. У него все построено основательно, но его музыка преисполнена постоянной очаровательной выдумки. Его необъятное творчество изобилует новшествами и неожиданностями. Непредвиденные повороты музыкальной мысли то и дело встречаются у маэстро из Рорау. Осмелюсь сказать, что он способен удивлять больше, чем Бетховен: у последнего иной раз можно предвидеть, что будет дальше, у Гайдна — никогда. Он ускользает, у него наготове уже что-то новое, и он постоянно преподносит нам неожиданные сюрпризы. < ………. > Познание всей глубины творчества Гайдна только начинается.»Вот такой крутой поворот после пренебрежительно-снисходительного отношения в эпоху романтизма! В чем же секрет Гайдна?Мне кажется в особом отношении к жизни,которое делает музыку композитора жизнеспособной,неподражаемой и единственной в своем роде.Сформулировать в нескольких словах суть гайдновского искусства непросто.Попробую.Это основанное на гуманизме эпохи просвещения оптимистическое,редко омрачаемое скорбью мировосприятие,очень здоровое,простое,земное,почвенное,без рефлексии и психоанализа,которыми часто перегружена поздняя музыка.Чистая радость бытия,переходящая в ликование,особенно в мессах,прославляющих Творца.Наверное так.Тем кто жаждет бурь и страстей,музыка Гайдна может показаться слишком холодной и рассудочной,слишком веселой и беззаботной,однако она наполненна такой гармонией и уравновешенностью,которая нечасто встречается даже у Моцарта. Достоинства музыки Гайдна частенько лежат в области архитектуры,строения произведения,его формы.Интеллектуальное наслаждение,которое слушатель испытывает от прослушивания гайдновских опусов,сродни любованию сложным,прецизионным механизмом,в котором все шестеренки и зубчики точно подогнаны друг к другу,а их слаженная работа оставляет приятнейшее ощущение совершенной,безупречной гармонии.Это холодное,иногда даже бесстрастное созерцание музыкальной ткани имеет свою прелесть,хотя многим современным слушателям,привыкшим к тому что музыка должна их обязательно «хватать за душу»,оно совершенно недоступно. РОббинс Ландон в книге «Mozarts last year» написал о Гайдне так: «Гайдна и Моцарта,этих великих современников,сравнивали между собой особенно часто,причем это сравнение было не в пользу Гайдна,потому что его музыка это вещь в себе,она самодостаточна и не приглашает слушателя разделить горести и печали,а старается уменьшить и преодолеть их в блестящем,интеллектуальном проявлении силы.Его великие квартеты,симфонии и сонаты и религиозная музыка развертываются перед нами как черезвычайно обаятельное зрелище,которое тем не менее не требует нашего участия и нашего немедленного эмоционального отклика.Моцарт,с другой стороны,вынуждает нас разделить его эмоциональный мир,ультимативно приглашая следовать за собой» (Перевод с английского мой) Конечно,не вся музыка Гайдна беззаботная и безоблачная,в ней много взволнованных и страстных и мрачных страниц,на них я и попытаюсь обратить ваше внимание в первую очередь в последующих очерках. Зульфугаров.А.А 01.062011

Categories:

Tags:

No responses yet

Добавить комментарий

Connect with

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ

RU